22 марта 2010 г.

Причины страдания

Одна из тайн, над которой безуспешно бьётся пытливый человеческий ум — это причина существования страдания. Зачем человеческую жизнь, стремящуюся казалось бы к радости преследует бич страдания? В чём причина такой несправедливости? Если этот мир был создан кем-то, то зачем Творец наравне с радостью создал и страдание?

Enden
Сразу вспоминается библейская история про исход Адама и Евы из Эдема, после того как они вкусили от древа познания. Их беззаботное существование было прервано и они очутились на земле, угрюмом и безрадостном месте, где каждое движение жизни сопровождается болью и где человеку приходится нести крест своего несовершенства. Но это не просто красивая история, это символ, аллегория. Не обязательно, что когда-то существовал мужчина по имени Адам и Женщина по имени Ева, которые отведав яблок с запретного дерева были изгнаны из Эдема.

На днях читая Савитри я встретил стихи раскрывающие этот символ (что интересно, этот пост является ответом на зов выраженный в последнем посте). Пересказанная, это уже не просто история, а описание эволюционного движения вселенной. Также я хотел привести здесь эти строки.

Небольшая предыстория:

Satyavan and Savitri

Нарада — провидец, который предсказал принцессе Савитри, что её будущий муж Сатьяван должен умереть через год после их женитьбы, услышав это, мать Савитри говорит Нараде:

«О провидец, в странной, двойственной природе жизни земли
Для чего безжалостная Неизбежность враждебная
Или холодный каприз воли Создателя,
Для чего случай несчастный или управляемая Случайность,
Что из случайных шагов делают правило
И создают судьбу из минутных эмоций, пришли
В непонятную мистерию Времени
Более ужасной мистерией горя и боли?
Это твой Бог создал этот жестокий закон?
Или некая губительная Сила его работу испортила,
А он стоит, не в силах защитить и спасти?
Фатальное семя было посеяно в фальстарте жизни,
Коли зло родилось в двойне с добром на земной почве.
И первой болезнь появляется разума,
Его боль мышления, его цели жизни искания.
Он искривил в формах зла и добра
Простодушную искренность действий животных;
Он свернул с тропинки прямой, богами тела проложенной,
Ведомый зигзагом неопределенного курса
Жизни, что бродит в поисках цели
В бледном звездном свете с небес мысли;
Неуверенную идею он направляет, волю колеблющуюся.
Потеряна была инстинкта идентичность надежная
Со стрелоподобным острием глубочайшего зрения,
Нарушен уверенный шаг простой прогулки Природы
И свобода, и правда в растущей душе.
Из некой безвозрастной невинности, мира1 ,
Привилегии душ, еще рождению не выданных,
Сброшенная в страдание на эту суровую, опасную землю
Наша жизнь рождена в боли и крике.
Хотя земная природа приветствует дыхание неба,
Воодушевляющее Материю волею жить,
Тысячи зол уязвляют часы смертного
И уносят прочь жизни радость естественную;
Наше тело орудием создано ловким,
Но для всех его частей, так ловко спланированных,
Хитро задумано с мастерством демона
Наследство его неизбежное
Смертельной опасности и его особенной боли,
Его уплата налога Судьбы и Времени,
Его способ страдать и умирать.
Таков выкуп за положение наше высокое,
Знак и печать человечества.
Болезней компания страшная
Пришла с ордером на жилье в доме-теле людей,
Поставщики смерти и мучители жизни.
В зловредных впадинах мира,
В его подсознательные пещерах-проходах
Лежа в засаде, ожидают их часа, чтоб прыгнуть,
Осажденный город жизни окружая опасностью:
Пропущенные в цитадель человеческих дней,
Они его силу подтачивают, калечат или убивают внезапно.
Внутри нас летальные кормятся силы;
Из собственных врагов мы делаем наших гостей:
Из своих ям, как звери, они ползут и грызут
Струны лиры музыканта божественного,
Пока протертая и истонченная музыка не умрет
Или с треском не лопнет в последней трагической ноте.
Все, что мы есть — это форт осажденный:
Все, чем мы пытаемся быть, как греза, меняется
В сне неведения Материи сером.
Разум страдает, изувеченный дисгармонией мира
И неприглядностью человеческих дел.
Клад неразумно растрачен или по дешевке продан без пользы
На базаре незрячей судьбы,
Дар бесконечной ценности от богов Времени
Брошен не на месте или в мире беззаботном утерян,
Жизнь — это промахнувшееся чудо, кривое искусство;
Искатель в темном месте неясном,
Плохо вооруженный боец, один против враждебного полчища,
Несовершенный работник, получивший не по силам задачу,
Невежественный судья проблем, Неведением созданных,
Его полет к небу достигает закрытых ворот, нет ключей к которым,
Его гордые вспышки гаснут в трясине.
На дарах Природы человеку проклятие лежит:
Все пути охвачены противоположностями собственными,
Ошибка — нашей смертной мысли товарищ,
И фальшь в глубокой груди правды таится,
Грех отравляет своими цветами яркими радости
Или красный шрам оставляет, через душу идущий;
Добродетель же есть серое рабство и цель.
На каждом шагу для нас затаилась ловушка.
Чуждый резону и свету духа
Наших действий источник во тьме зарождается;
В невежестве и незнании лежат наши корни.
Бедствий реестр растущий -
Вот счет прошлого и Судьбы книга будущего:
Века громоздят людские преступления и глупости
Поверх бесчисленных толп зол Природы;
Словно каменного груза мира недостаточно было,
Урожай бед упрямо засеивается
Своею рукою в пашне богов
И пожинается трагический, обильно возросший,
Со старых злодейств, похороненных забывчивым Временем.
Он идет за своим собственным выбором в западню Ада,
Это смертное создание — сам себе худший враг.
Его наука — ремесло гибели;
Он грабит землю в ущерб его роду;
Он убивает счастье свое и благо других.
Ничего не выносит из уроков истории, Времени;
Так же, как прежде, на заре юности Времени,
Когда земное невежество бежало по столбовым дорогам Судьбы,
Старые формы зла к душе мира цепляются:
Война превращает в ничто сладкое, улыбающееся спокойствие жизни,
Битвы, грабеж, руины, резня -
До сих пор воюющих племен человека свирепые игры;
В дурацкий час разрушают, что веками построено,
Его безумная ненависть и буйный гнев ставят низко
Красоту и величие, его гением сделанные,
И могучий итог работы народа.
Все, чего от достиг, он тащит к пропасти.
Свое величие превращает в эпос падения и рока;
Его малость довольно ползет через убогость и грязь,
Он призывает на свою голову возмездие неба
И в невзгодах барахтается, что созданы им же.
Соавтор трагедии космоса,
Его воля со смертью в сговоре, с судьбою и временем.
Его появление на земле загадочной краткое
Все повторяется, но не несет результата высокого
Этому скитальцу сквозь круговерть эпох Бога,
Что запирают его жизнь в обширной своей долговечности.
Его души широкие поиски и надежды, всегда возвращающиеся,
Продолжают бесполезную орбиту их курса,
В тщетном повторе трудов затерявшихся
Сквозь колею жизней, быстро забытых.
Все — лишь эпизод в бессмысленной повести.
К чему это все и здесь зачем мы?
Если в некое бытие вечного блаженства
Суждено нашему духу вернуться
Или в некую неподвижную, имперсональную высь покоя бескрайнего,
Поскольку мы — это То и из Того мы пришли,
Откуда эта бесплодная и странная идет интерлюдия,
Продолжающаяся тщетно сквозь бесконечное Время?
Кто пожелал придать форму вселенной или ей притвориться
В холодной и бесконечной пустоте Пространства?
Или, если эти существа и их краткие жизни должны быть,
Какая нужда душе в слезах и в неведении?
Откуда идет зов к горю и боли?
Или все приходит безо всякой причины беспомощно?
Какая сила бессмертный дух принуждает родиться?
Вечности когда-то вечный свидетель,
Бессмертный гость среди сцен скоротечных,
Он разбивает лагерь в полуосвещенной неясности жизни
Среди осколков своих мыслей и грез.
Кто убедил его пасть из блаженства
И его привилегии бессмертия лишиться?
Кто дает волю непрестанную жить
Странником в этом мире прекрасном, полном печали,
И нести груз любви, горя и радости?
Или, если нет существа, что работы наблюдало бы Времени,
Какая имперсональная Необходимость суровая
Принуждает существа недолговечные напрасно трудиться?
Значит, великая Иллюзия построила звезды.
Но где же тогда души безопасность,
Ее равновесие в этом кружении нереальных светил?
Или же, скиталец, покинувший дом,
В темной аллее Времени и случая она заблудилась
И не находит выхода из мира бессмысленного.
Где начало и конец царства Иллюзии?
И вообще, возможно, душа, что мы ощущаем,- лишь греза,
Вечный сам — фикция, в трансе почувствованная».

Нарада отвечал:

«Значит солнце было грезой, раз сейчас ночь?
В смертного сердце спрятанным Вечный живет:
В палате твоей души он живет тайно,
Сияет Свет там, куда войти ни боль, ни горе не могут.
Тьма стоит между ним и тобою,
Ты не можешь ни слышать, ни чувствовать чудесного Гостя,
Ты не можешь видеть блаженное солнце.
О королева, твоя мысль — свет Неведения,
Его яркий занавес от тебя прячет лик Бога.
Оно освещает мир горением из Несознания,
Но прячет значение Бессмертного в мире.
Твоего разума свет от тебя мысль Вечного прячет,
Твоего сердца надежды скрывают от тебя Вечного волю,
Земные радости от тебя закрывают блаженство Бессмертного.
Отсюда идет нужда в темном вторгающемся боге,
В страшном учителе мира, в творце, в боли.
Где Неведение есть, туда страдание тоже приходит;
Твое горе — это крик тьмы Свету;
Боль была Несознания первым ребенком,
Которое было твоего тела немой первозданной основой:
Уже подсознательная форма боли там спала:
Тень в мрачном тенистом лоне,
Пока жизнь будет двигаться, она будет ждать, чтобы проснуться и быть.
В одном плоде с радостью первой вышла ужасная Сила.
В груди жизни она была рождена, своего близнеца пряча;
Но боль родилась первой, затем лишь быть смогла радость.
Боль вспахала первую тяжелую почву сонливости мира.
Болью стартовал дух из кома земли,
Болью Жизнь шевельнулась в глубине подсознательной.
Захваченный, погруженный, спрятанный в трансе Материи,
К себе пробудился мечтатель, спящий Разум;
Он сделал зримое царство из своих грез,
Свои формы он из глубин подсознания извлёк,
Затем повернулся, взглянуть на им созданный мир.
Болью и радостью, близнецом темным и светлым,
Безжизненный мир постигался его ощущавшей душой,
Никогда еще не страдавшее Несознание изменилось.
Боль — это молот Богов, чтоб разрушить
Сопротивление мертвое в смертного сердце,
Его медленную инерцию камня живого.
Если б сердце не принуждали желать и рыдать,
Его душа развалилась довольно б в покое
И никогда мысль не превысила б человеческий старт
И никогда не учила бы к Солнцу подъемы.
Эта земля полна труда, насыщенна болью;
Бесконечные муки родов ее до сих пор сотрясают;
Века кончаются, эпохи тщетно проходят,
А Божество в ней еще не родилось...»

Savitri B.VI C.II, Sri Aurobindo

Комментариев нет:

Отправить комментарий