Шри Ауробиндо: Естественно, с определённой точки зрения они едины. Но твоё существо, хотя и едино, состоит из нескольких планов существования. Подобно тому, как твоё ментальное существо отлично от твоего витального и физического существ, психическое существо, душа, отлична от существа над головой.
Психическое существо – это связной, который принимает свет и передаёт его низшей личности. Это то, что пребывает позади и управляет внешней личностью. Психическое существо обладает прямой связью с истиной, которую оно организует и передаёт внешнему существу. Центральное существо не может организовать истину: оно пребывает вне эволюции. Это психическое существо эволюционирует посредством множества воплощений.
Дживатман, Искра-Душа и Психическое существо
Дживатман, Искра-Душа и Психическое существо – это три формы единой реальности и их не следует смешивать, поскольку это нарушает ясность восприятия внутреннего опыта.
Дживатман или дух(как его обычно называют в английском) – самосущий пребывающий над проявленным или инструментальным существом — он находится выше жизни и смерти, вечно неизменный, индивидуальное Я или Атман. Это вечное, истинное существо человека.
Душа – это искра Божественного, которая не находится вне пределов проявленного существа, но нисходит вниз в проявленный мир чтобы поддерживать эволюционный процесс в материальном мире. Прежде всего, это неотделимая сила божественного сознания содержащая в себе все возможности ещё не проявленные в форме, но которые должны проявиться в процессе эволюции. Эта искра пребывает во всех живых существах от низших до самых возвышенных.
Психическое существо формируется душой в процессе эволюции. Оно поддерживает ум, витал и тело, возрастая переживаемым ими опытом, сопровождает природу из жизни в жизнь. Это психическое или как ещё называют: чайтья пуруша. В начале оно сокрыто вуалью ума, витала и тела, но возрастая, оно становится способно выйти на передний план и властвовать над умом, виталом и телом; у обычного человека оно полностью зависимо от них для самовыражения и не способно свободно руководить ими. Жизненному существу свойственна природа животного или человека. Когда психическое существо может с помощью садханы обрести власть и свободно управлять своими инструментами, тогда порыв к Божественному обретает полноту и тогда трансформация ума, витала и тела, а не просто их освобождение становится возможным.
Я или Атман вечно свободен и пребывает вне рождения и смерти. Преживание Дживатмана и его единства со всевышним вселенским Я даёт ощущение освобождения, это переживание необходимо для высочайшего духовного освобождения, но для преобразования жизни и природы абсолютно необходимо пробуждение психического существа и его власть над остальным существом.
Психическое существо осознаёт своё единство с истинным существом, Дживатманом, но не превращается в него.
Бинду(точка) видимая над головой может быть символическим видением Дживатмана, частицы Божественного; тогда устремление будет естественно направлено на открытие высшего сознания, так что существо сможет пребывать там, а не в невежестве. В действительности Дживатман уже един с Божественным, но что необходимо, так это чтобы всё остальное существо осознало это.
Стремление психического существа направлено на раскрытие всей низшей природы, ума, витала и тела Божественному, во имя любви и единения с Божественным, для того чтобы в сердце ощутить его присутствие и его силу, для трансформации ума, витала и тела посредством нисхождения высшего сознания в это инструменальное существо и природу.
Оба устремления необходимы и обязательны для полноты этой Йоги. Когда психическое распространяет своё стремление на ум, витал и тело, тогда они тоже начинают устремляться и это было тем, что вы ощутили как стремление вашего низшего существа. Стремление ощущаемое над головой – стремление Дживатмана к раскрытию высшего сознания и Единого и их проявлению в низшем существе. Таким образом оба вида стремления помогают друг другу. Поиск в низшем существе сначала проявляется прерывисто, так как ему противостоит обыденное сознание. С помощью садханы оно должно стать ясным, постоянным, сильным и выносливым.
Ощущение покоя и чистоты и равновесия является следствием единения низшего и высшего сознания. Обычно это ощущение не стабильно или уходит в более глубокие планы сознания, завуалированный штормами и волнениями на поверхности, вначале это ощущение редко длится постоянно, но оно может стать таковым когда всё чаще появляется и дольше сохраняется ощущение равновесия и покоя пока в конце концов не произойдёт полного нисхождения вечного покоя и безмолвия высшего сознания в низшую природу.
В продолжение темы(источник тот же).
ОтветитьУдалитьО роли психического в садхане:
"Можно благодаря личному усилию подняться в своем сознании
выше ментального и витального уровней и низвести вниз силу, Анан
ду, свет и знание, но этот метод довольно труден, а результаты его не
надежны и даже опасны, если существо не достаточно очищено или
слабо подготовлено. Намного легче осуществить подобное восхожде
ние с помощью психического. Так что лучше всего, если вы начнете
подъем из психического центра."
"Психическое существо располагается за сердцем, поддерживая
ум, жизнь и тело."
Если всё вышесказанное коротко обобщить,то получается:
"...Психическая трансформация включает в себя три
основных элемента:
(1) раскрытие оккультного внутреннего ума, вну-
треннего витала, внутреннего физического, в результате чего человек
начинает осознавать все, что находится по ту сторону поверхностного
ума, жизни и тела;
(2) раскрытие психического существа или души,
благодаря которому оно выходит вперед и берет в свои руки управле-
ние умом, жизнью и телом, обращая всю природу к Божественному;
(3) раскрытие всего низшего существа духовной истине — последнее
изменение может быть названо психически-духовной частью этой
трансформации..."
Спасибо Макс
ОтветитьУдалить